Компания ООО «Горные работы» приняла активное участие в IX Всероссийском Форуме Недропользователей, прошедшем в конце октября 2023 года. Эта конференция является одним из крупных мероприятий и собирает представителей различных компаний и государственных органов для обсуждения актуальных вопросов, связанных с законодательной базой и тенденциями в отрасли недропользования.
Одной из основных тем обсуждений были вопросы, связанные с изменениями в законодательных актах о лицензировании, детально регламентирующих процедуры получения лицензий, внесения в них изменений, переоформления, досрочного прекращения прав на недропользование и другие. О важных изменениях и тенденциях, связанных с лицензированием мы расскажем в этой статье.
Принятые в 2022 году Правительством постановления № 674 и № 2127, закрепили для любого недропользователя возможность, не зависимо от его местоположения, подавать в электронном виде заявки на лицензию, предоставлять на согласование проектную документацию, а также пользоваться другими услугами через личный кабинет недропользователя (ЛКН) или Единый портал Государственных услуг (ЕПГУ).
Важно отметить, что эти изменения значительно упростили и сделали более прозрачными процедуры получения лицензий, экспертизы отчетов с подсчетов запасов, согласования технических проектов, а также позволили отслеживать статус данных заявок и сроков ее рассмотрения.
Положительной тенденцией, в последнее время, является сокращение сроков рассмотрения поданных в электронном виде документов, а именно:
В 2023 году было внедрено новое решение — возможность приостановки на пятнадцать рабочих дней процедуры экспертизы проектной документации. Это мера позволяет заявителю вносить коррективы в поданные документы и устранять все замечания, полученные от экспертной комиссии.
В целях повышения интереса к техногенным месторождениям был принят Федеральный закон №598-ФЗ от 29.12.2022 года, который вступит в силу с 1 марта 2024 года. Данный закон предусматривает возможность, через так называемый процесс «второоткрывательства» трансформировать поисковые лицензии в добычные после геологоразведки и постановки на государственный баланс ранее списанных запасов или отработанных отходов недропользования.
Внесены существенные изменения в закон по проведению аукционов, согласно которому допускается возможность предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона при условии отсутствия других участников.
Также, в качестве борьбы с недобросовестными участниками аукциона, в законе прописано условие, при котором, в случае неуплаты победителем разового платежа в установленный срок, право пользования недрами предоставляется второму участнику аукциона.
Новым требованием для получения лицензии победителем аукциона является полная оплата окончательного размера разового платежа до выдачи лицензии.
Введен реестр недобросовестных участников аукциона, который публикуется и ведется как на сайте Роснедр, так и на ГИС Торги. Важно отметить, что в данный реестр попадает не только организация, которая была признана победителем и не уплатила платеж, но и вторая организация, которой был предложен платеж, но она его не выполнила. Факт попадания в такой реестр блокирует возможность получения лицензий не только по результатам аукционной процедуры, но и по заявительному механизму.
Часто возникает вопрос у недропользователей касательно подтверждения наличия финансовых средств при составлении заявки на получение поисковой лицензии. К сожалению, в Приказе Минприроды и Роснедр № 802/20 от 28.10.2021 года регулирующий порядок получения такой лицензии, мы не находим ответа на данный вопрос. Однако, из нашей практики, в 2022 году Роснедра выработали подход, по которому достаточно подтверждения финансовых средств на этап проектирования и на первый год полевых работ по геологическому изучению недр.
Одним из основных направлений работы Роснедр является контроль (мониторинг) за соблюдением лицензионных обязательств. Главная цель этого процесса — стимулирование выполнения работ на участке недр. С учетом нового приказа Минприроды и Роснедр 743/08 от 13 октября 2021 года (вступившим в силу с 1 января 2022 года) «О досрочном прекращению права пользования недрами», количество проверок соблюдения лицензионных условий значительно увеличилось. Так, в 2022 году ФГКУ «Росгеолэкспертиза» было проверено 7987 лицензий, план на 2023 год — 11500 лицензий, а с учетом динамики выдачи лицензий план будет еще выше.
Следует отметить, если раньше досрочное прекращение прав пользования недрами начинались с актов проверок Росприроднадзора и других надзорных органов, то сейчас в более 90% случаях это результат мониторинга. Если даже вы не видите свою компанию в утвержденных планах проверки и у вас нет информации что к вам в скором времени приедет Росприроднадзор, это не означает что вас не вынесут на комиссию по досрочному прекращению при наличии очевидных нарушений условий пользования недрами. Акцент мониторинга направлен даже на однократное нарушение лицензионных условий. К ним можно отнести нарушение лицензионных сроков в части подачи и утверждения проектной документации на осуществление геологического изучения недр, представления материалов на государственную экспертизу запасов, сроков начала осуществления геологического изучения и прочие.
Одним из важных законопроектов, находящийся под общим поручением Президента Правительству и Парламенту до конца года принять закон о повышении коэффициентов к ставке регулярных платежей за пользование недрами: за первый год, следующий за годом, когда указанный предельный срок геологического изучения недр был превышен — в 2 раза; за второй год — в 10 раз; третий и последующие годы — в 100 раз! При этом введен механизм вычета понесенных затрат на проведение работ по геологическому изучению недр.
Простыми словами, если вы не будете проводить геологических работ по вашей поисковой лицензии и вкладывать финансовые средства в геологоразведку, вам будет предложен альтернативный выбор либо платить указанные повышенные платежи, либо сдавать лицензию.
Руководством страны поставлена задача бороться со «спящими» лицензиями и инициировать геологоразведку. Следует отметить, что на профильных встречах представителей власти и бизнеса, на примере месторождения золота, было показано, что количество планируемых выплаченных штрафов за 5 лет, согласно новой сетке повышенных коэффициентов, будет равно сумме потенциально понесенных затрат недропользователем на геологоразведку за тот же срок.
Данный закон планирует вступить с 1 сентября 2024 года, есть время подготовиться. По твердым полезным ископаемым первые штрафы будут начислены уже в 2025 году.
По поручению Президента РФ по результатам ВЭФ 2021 года также дано распоряжение о принятии законопроекта (уже принят Думой в первом чтении в конце октября 2023 года), предусматривающий два момента:
В заключение, стоит отметить, что в ближайшие годы ожидается увеличение спроса на услуги по «спящим» лицензиям, и мы планируем расширить нашу команду опытных специалистов в области недропользования, чтобы обеспечить профессиональную помощь в проектировании горных работ.
Автор статьи
Чернышёв Антон Валерьевич
Должность:
Директор ООО «Горные работы»